Казакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "ООШ № 3"

Методическая тема

 

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

В  современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Каждый обучающий хочет, чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

          В практике преподавания по курсу «Русский язык» и «Литература» часто используются различные игры. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.

Главная задача современной школы-раскрытие способностей каждого ученика. Школьное обучение диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества  теоретической подготовки, в том числе - средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.

С 2018 года я работаю  по методической теме «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы».

Почему я выбрала именно эту тему? В своей работе я столкнулась с снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев все технологии, я остановилась на игровых технологиях.  Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к  поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-9 классах, закрепление практических навыков  на уровне методики и обобщение опыта.

Гипотезой методической темы  является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепление на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным

способом  активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры  отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Задачи:

  1. Проанализировать игровые технологии.
  2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
  3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
  4. Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
  5. Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
  6. Облегчить преодоление трудностей  в усвоении учебного материала.

Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка и литературы.

Предмет - игровые технологии, как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Игровая деятельность, как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр, решаю и воспитательные задачи. Например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития.

Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве игрового средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  

И так, на уроках русского языка и литературы я использую следующие методы обучения :

  1. Индивидуальная работа. (Позволяет учесть особенности ребенка)
  2. Работа в группах. (Способствует сплочению коллектива, развивает коммуникабельность)
  3. Практические работы. (Занимают 70 процентов времени от урока)
  4. Тесты для взаимопроверки, а так же самопроверки.
  5. Опережающее домашнее задание.
  6. Мозговая атака. (Стимулируют активность в начале урока, позволяют переключиться с одного предмета на другой)
  7. Исследовательская работа.
  8. Урок с использованием мультимедийного оборудования.
  9. Метод индивидуального творческого проектирования.

 

В структуру игры как процесса   входят:

 а) роли, взятые на себя играющими;

 б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

 г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде.

В соответствии требованиями ФГОС, при подаче материала делаю ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,  и игровую деятельность использую в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. Как технологии внеклассной работы.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

Игровые формы на уроке русского языка.

Одной из форм обучения является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр

  1. Фонетические игры.
  2. Лексико-фразеологические игры.
  3. Игры по морфемике и словообразованию.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов:

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».

Лингвистические «Угадайки».

       Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:

«Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница»-повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку»- повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

 Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный  подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему.

Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический).

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) темам: «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»…

Чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»…

Игры со словами на досуге.

«Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.    

В учебном процессе применяю различные модификации деловых игр:

  1. имитационные,
  2. операционные,
  3. ролевые игры,
  4. деловой театр,
  5. психодрама и социодрама.

Имитационные игры.

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, союза наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируются соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания,  суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама.

Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально - психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему:

  1. Этап подготовки.
  2. Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения).
  3. Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).
  4. Этап проведения.
  5. Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм»).
  6. Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).
  7. Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы, выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

  1. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
  2. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
  3. Позиции, проявляющиеся по отношению.
  4. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
  5. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
  6. Социально – психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игра помогает не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский.

Выдвинутая гипотеза о том, что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, и активизации деятельности учащихся имеет место, и способствует реализации спектра целевых ориентаций:

  1. Дидактических: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  2. Воспитывающих: воспитание самостоятельности, и воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  3. Развивающих: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. Развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующих: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и  олимпиадах. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

Оставить комментарий: